igor_erokhov (igor_erokhov) wrote,
igor_erokhov
igor_erokhov

Categories:

Не миф 48.

48. Потребление алкоголя на душу населения, одно из самых низких в мире, в Европе пили меньше только в Норвегии.

Во второй половине 1890-х годов в России была введена винная монополия - государство объявило себя монополистом в изготовлении и продаже дешевой водке, установив при этом нижнюю планку цены для всех остальных крепких спиртных напитков. Монополия оказалась весьма доходной. В 1910-х поступления от винной монополии составляли чуть больше четверти от всех доходов бюджета, превосходя все прямые налоги и сборы в совокупности.

Потребление спиртного в России - 3.4 литра чистого алкоголя на душу населения - было действительно небольшим и в международном сопоставлении для той эпохи (Франция 16.5 л., Германия 11.2 л), и по современным меркам (сегодня потребление в России составляет около 15 литров). В городах пили значительно больше, чем в деревне - 21 литр 40-градусной водки на человека в год против 6.6. Доля взрослых в населении тогда была меньшей - старше 18 лет было только 55% жителей, против нынешних 82%. На совершеннолетнего в 1913 году приходилось в деревне 12.0 л, в городах - 40.4 л водки против нынешних 46 л. Таким образом, в городах (где проживало большинство интеллигентных наблюдателей) пили много и при царе.

Сложившийся уровень потребления частично был продолжением старой национальной традиции (весь XIX век пили приблизительно столько же или немного больше), а частично он оказался и результатом разумной винной монополии, введенной во второй половине 1890-х. Цены на монопольную водку были выставлены таким образом (в 1910-х - 34 коп. за поллитровую бутылку без тары), что они несколько подавляли потребление, но еще не доводили дело до появления самогоноварения и подпольной. Как и следовало ожидать, монополия сразу же стала предметом ожесточенной критики, основным мотивом которой было "спаивание правительством народа". К 1913 году общественные и политические протесты против пьянства и за введение сухого закона дошли до максимума.

Сухой закон был введен с началом Мировой войны; но довоенные политические тенденции были таковы, что он был бы введен, и если бы война не началась, быть может годом позже. С запретом на продажу спиртного общее потребление снизилось, но начались другие проблемы: самогон, употребление опасных суррогатов, подпольная торговля. В конечном счете, сухой закон привел к опасному повышению социальной напряженности и внес большой вклад в формирование революционной ситуации. Таким образом, правительство Николая II сначала создало разумную систему торговли алкоголем, но затем само ее и разрушило.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments