igor_erokhov (igor_erokhov) wrote,
igor_erokhov
igor_erokhov

Category:

Миф 27.

27. В 1908 году было введено обязательное начальное образование. К 1916 году, грамотных в Империи не менее 85 %. Накануне войны уже более ста вузов со 150 000 студентов. По общему их количеству РИ занимала 3-е место в мире, разделяя его с Великобританией. Финансирование образования выросло за 20 лет с 25 млн. рублей до 161 млн. рублей. И это без учета земских школ, расходы на которых выросли с 70 млн. в 1894 году до 300 млн. в 1913 году. Всего бюджет народного просвещения вырос на 628%. Число учащихся в средних учебных заведениях выросло с 224 тысяч человек до 700 тысяч человек. Количество студентов за 20 лет удвоилось, количество школьников выросло с 3-х миллионов до 6-ти миллионов человек. К 1913 году в стране было 130 тысяч школ. Перед революцией проведен закон о полной бесплатности образования, причем не только обучения, но и жизни во время обучения. Семинарию оканчивали за казенный счет — в этот казенный счет входило все содержание и питание учащихся.

В 1908 году обязательного начального образования не вводилось. С этого года государство начало выплачивать субсидии земствам, которые составили проект развития школьной сети, предусматривавший достижение полного охвата начальным образованием в некотором будущем. В Европейской России ожидался выход на полный охват к 1925-1926 году. В Средней Азии ни о чем подобном не было и речи. На начало 1915 года начальным образованием было охвачено только 51% от детей школьного возраста. Разумеется, пока для всех детей школьного возраста не хватало мест в школах, ни о какой обязательности не могло быть и речи. Необходимо напомнить, что трех-четырехлетнее начальное образование было достаточно примитивным: детей обучали чтению, письму на простейшем уровне (без грамматических тонкостей), арифметическим действиям с числами до 100.

Сведения о среднем образовании представляют собой результат статистических манипуляций, в которых не учтен огромный отсев из средних учебных заведений (их оканчивали менее половины поступивших), а заведения с неполным средним курсом (прогимназии, низшие технические училища) причтены к средним. На самом деле, картинка была не столь радостной. В 1913 году из возрастной когорты в 1.35 миллиона мальчиков аттестат о среднем образовании любого рода получили 19.4 тысячи, то есть один из 70, а из такой же когорты девочек аттестат получили 17.6 тысяч, то есть одна из 77. В это же время в США диплом high school (12-летнее образование) получал каждый 10-й из восемнадцатилеток. Среднее образование в 1913 году отстало в своем развитии от высшего - места на первом курсе ожидали 9 выпускников средней школы из 10, то есть поступить в вуз (пусть не в тот, в который хотел) мог практически каждый.

Накануне войны действительно было более 100 вузов, но из них государство признавало дипломы только у 65. Кроме того, и из этих заведений 8 были военными, а 9 богословскими. Все остальные были частными курсами разной степени продолжительности и серьезности (и с разным уровнем академических требований), коим заблагорассудилось наименовать себя "высшими", не предоставлявшими выпускникам никаких прав. Сопоставление с другими странами по числу вузов некорректно - вузы России были разноразмерными, среди них встречались и крупные (Московский университет с 9.8 тыс. студентов), и карликовые (Восточный институт с 85 студентами, Военно-юридическая академия с 70 обучающимися), в то время как во многих других странах вузы по обычаю могли быть только крупными. Если мы квалифицируем вузы как невоенные, небогословские, признанные государством и имеющие не менее 400 студентов (100 человек на курс), то таких учебных заведений в России к 1913 году было всего 36, и в них обучалось  68 тыс. человек. Из 1000 мужчин в студенческой возрастной группе студентами были 12.5 человек, то есть гражданское высшее образование было доступно для каждого восьмидесятого. Для сопоставления, в Германии студентов было ровно столько же, но вот только население Германии составляло 65 млн., а население России - 167 млн. Таким образом, высшее образование России находилось на непозорном уровне, но ниже ведущих (в этой сфере) индустриальных стран. К чести для России, в царствование Николая II высшее образование быстро развивалось, но результаты этого роста не достигли уровня, которым можно похвастаться.

Грамотность в 85% - полностью фантастическое утверждение. В Российской империи подобный уровень грамотности был достигнут только молодыми мужчинами в крупных городах. В действительности в 1913 году уровень грамотности (в среднем по Империи и по всем возрастам) составлял 21%; 13% для женщин, 29% для мужчин. В самой образованной губернии Европейской России - Петербургской, грамотность  обоих полов в среднем составляла 55%.

На начало 1915 года в Российской империи было 80 тыс. (а отнюдь не 130 тыс.) начальных школ.

Никаких законов о бесплатности образования перед революцией не принималось. Начальные школы были де-факто бесплатными, шестилетние - очень дешевыми (5-7 рублей в год), средние и высшие учебные заведения оставались платными (хотя плата обычно была меньше реальных расходов на обучение).
Что разумеет автор под семинариями, остается неизвестным. В духовных семинариях бесплатно обучали и содержали детей духовенства в пределах квоты, а все остальные платили за себя. Учительские семинарии были платными.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments